Творческий подход к работе

                                     Дж. Шпигель, "Флирт" - СПб.:Питер, 2001 (отрывок из книги)

Когда мне было 18 лет, я поступила на работу в магазин нестандартной дамской обуви. Однажды в магазин пришли молодая женщина и ее мать. Девушка была очень высокого роста. В руках она держала лоскут белой кружевной материи и выглядела очень взволнованно. «Не можете ли вы помочь мне? — обратилась она ко мне и моей заведующей. — У меня скоро свадьба, и если я надену туфли на каблуке, то буду выше жениха». — «Вот, пожалуйста, здесь все туфли без каблука, — сказала заведующая, показывая на наш ассортимент. — Они не очень нарядные, но у них такой низкий каблук, что вы не будете выглядеть слишком высокой. Вот несколько прекрасных пар». Проходя мимо меня, заведующая раздраженно шепнула, в надежде, что я чему-нибудь научусь: «Теперь следи внимательно». Я обернулась к покупательницам и заметила, что девушка выглядела очень огорченной. Она прошептала матери: «Так происходит везде, куда бы мы ни пришли. Все, что я хочу, — это туфли без каблука. Мне он вообще не нужен!» — «У меня есть идея. Давайте еще раз посмотрим, может быть, мы найдем то что нужно», — предложила я.Когда мы стали выбирать туфли, подошла заведующая и мрачно посмотрела на меня. Дочь показала на одну из пар: «Мне нравятся эти, и цвет замечательный. Только, пожалуй, они не нарядные». Заведующая всем своим видом показывала: «Я так и знала». Когда я взглянула на нее, мое внимание привлекла ее большая аляповатая серьга. («Хорошо бы повесить серьгу ей на рот», — подумала я.).Злые мысли неожиданно вдохновили меня: «Мы должны украсить туфли!» Я взглянула на серьги матери, которые были модными и шли ей. «Можно взять вашу серьгу?» — спросила я. Она протянула ее мне, и я прикрепила серьгу к туфле сверху. Неожиданно получилось то, что мы хотели. «Мне нравится!» — воскликнула девушка. Они купили туфли и, вернувшись через час снова, показали серьги, которые приобрели для того, чтобы украсить туфли. Мы были очень довольны новым фасоном, и мать девушки сказала мне: «Какая вы изобретательная».В тот день я получила хороший урок. Я всегда считала, что творчество свойственно только людям искусства. Скульпторы, художники, музыканты, писатели — все они работают там, где можно творить. Но мне никогда не приходило в голову, что творческие способности могут проявляться самым различным образом, независимо от того, чем вы занимаетесь.Как только я проявила свои творческие возможности в обувном магазине, моя работа не только стала более интересной, но возросла моя уверенность в себе, улучшилась торговля, и новые идеи стали переполнять меня. Начиная этого дня я сделала еще несколько фасонов «туфлей с серьгами» для других покупателей. Я изобретала новые способы показать им преимущества нашей обуви и даже переделала витрину магазина. Я уже не была только продавцом — я была художником.Селеста Вольф из Чикаго проработала много лет в компании, занимавшейся звукозаписью. Каждый год фирма: проводила совещания, где специалисты, имеющие дело с разными музыкальными стилями (классическим, альтернативным, рэп и другими), должны были сообщать, что про исходит в каждой из этих областей. На очередной встрече, как обычно, все выступления делались в однообразной форме и не привлекали внимание слушателей. Уже был поздний вечер, когда пришло время делать сообщение о музыке кантри. Понимая, что никто не будет слушать, докладчик говорил в саркастической манере. Как это ни странно, выбранный тон сделал отчет гораздо более интересным, и Селеста заметила, что люди улыбались и слушали внимательнее, чем обычно. Это заставило ее задуматься.Другая часть докладов была запланирована на следующий вечер, и из шести выступающих Селеста должна была быть четвертой. Вернувшись в отель, она включила телевизор, где шел ночной хит-парад «лучшая десятка» Дэвида Леттермана, и у Селесты появилась идея. «Я использую это», — решила она. На следующий день доклады были такими же скучными. Как и ожидалось, слушатели вели себя все более шумно. Наступила очередь Селесты. Она подошла к подиуму с магнитофоном в руке, включила его, и неожиданно позывные программы Дэвида Леттермана заполнили всю аудиторию. Затем мелодия плавно перешла в медленный ритм рэпа, служивший музыкальным фоном для ее отчета. «Вот десять самых важных причин, чтобы поддержать основные направления в музыке peп», — сказала Селеста. С самого начала слушатели были заинтересованы. Это было непохоже на предыдущие выступления. «Номер 10...», — продолжала Селеста. Каждое замечание, которое она делала, было содержательным и остроумным. Рассказывая, она в то же время обучала слушателей и развлекала их. Селеста была единственной из докладчиков, кто удостоился бурных аплодисментов. «Слава Богу, вы так замечательно выступили, — сказал ей коллега, когда они уходили, — а то я уже начинал засыпать»: — «Очень интересно. После того, что вы показали сегодня вечером, я уже не смогу делать скучные доклады», — заметил другой.Селеста лишь подошла к традиционной форме отчета творчески, и это Позволило ей укрепить уверенность в себе и воодушевить окружающих. Действительно, на следующий год, после очередной конференции она рассказывала мне: «Джил, это было потрясающе. Собрание напоминало конкурс. Каждый стремился перещеголять другого. Кто-то сделал сообщение в шуточной форме в виде сводки последних известий, а специалист по музыке кантри говорил, используя диалект кантри. Всем понравилось. Это была лучшая из конференций». Ощущение свободы — вот что испытала группа сотрудников корпорации, когда им предложили новый метод преодоления стресса с помощью пения. На конференции, которая называлась «Как творчески относиться к работе», служащие компании «Фортуна 500» собрались, чтобы научиться применять творческий подход к своим обязанностям. Они знали, что в этот день будут слушать доклады, но не представляли, что им придется еще и петь.Когда в первой половине дня на сцену вышла очередная докладчица, вместо обычной стопки бумаг в руках она держала гитару. Присутствующие начали возбужденно перешептываться, когда она представилась и попросила их приготовить листки с текстами песен. Затем она начала играть на гитаре и петь. Вскоре все 150 участников дружно и громко пели. Она предложила им взяться за руки, и тогда они стали петь, раскачиваясь в такт музыке. Президент ведущего химического института держал за руку представителя компании по производству пива, конкурирующие между собой страховые агенты дружелюбно взялись за руки. Они пели о том, как важно верить в себя и любить свою работу. Продолжая ритмично раскачиваться, они гордо улыбались. В конце встречи одна сотрудница удивлялась тому, как ей приятно быть здесь: «Я чувствую себя удовлетворенной, заинтересованной и, пожалуй, свободной. Думаю, что завтра перед собранием директоров я выберу время для пения».